Мы вступили в XXI век – век компьютеризации, научного прогресса. У школьников формируются новые взгляды на современную жизнь и подходы общества. Изменяется экология, над человечеством нависают природные катаклизмы, техногенные опасности, изменяется климат и человек порой становится бессильным пред этими обязательствами. Способность к самовыживанию присуща только человеку с сильным характером, волей и физическим здоровьем. Гармоническое физическое развитие закладывается с младшего возраста в семье, детсаде, школе. В этом возрасте дети подвержены различным заболеваниям. Статистика показывает, что сердечно- сосудистые заболевания у школьников составляют – 3,1 процент, лор ( тронзелит, репит) -12 процентов, органы дыхания – 5,1 пр., сколиоз, плоскостопие – 24 пр., болезни желудка – 5 пр., болезни мочеполовой системы – 8,5 пр., кожные заболевания – 4,5 пр., тубинфекция – 0,2 пр., болезнь глаз – 3,1пр.
Исходя из данной статистики, необходимо выявить причины возникновения этих заболеваний, непосредственно на этом примере. В первую очередь необходимо обратить внимание на здоровый образ жизни школьника. Быт в семье, материальное положение, что конечно сказывается на здоровье ребёнка
( нерациональное и систематическое питание, отсутствие простейших гигиенических условий). Периферийное проживание от школы – где время тратится на ожидание транспорта и время пути в школу.
С учётом этих факторов необходимо найти правильный подход к решению учебно – воспитательной направленности работы с учащимися.
Помимо уроков физкультуры и их значимости, исключительную роль в приобщении к занятиям физическими упражнениями учащимся безусловно принадлежат внеклассной физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работе.
За ней будущее, если иметь в виду главную цель – внедрение физической культуры в повседневную жизнь и быт школьника.
Много существует форм и методов занятий со школьной молодёжью и всегда при хорошей их организации мы видим плоды этой деятельности. Хотелось бы видеть в детях достойных приемников и не важно в каком жизненном направлении это проявится. Главное воспитать в молодом человеке добропорядочность, человечность, ответственность, культуру и образованность и всё то важное, что необходимо в предстоящей жизни. Исходя из физиологических возрастных особенностей – рост и развитие человека, укрепление становление жизненно - важных систем организма осуществляется в период до 18 лет. В этот период формируется характер, основные психологические качества личности.
Соответственно возрасту, существует определённый объём активных двигательных действий школьников.
Зачастую этот объём движений реализуется полностью. Реализация этой цели идёт через правильно спланированную внеклассную, физкультурно – оздоровительную работу, педагогом организатором по Ф К и С, совместно с педагогическим коллективом и общественными организациями.
Мероприятия и их содержание планировать исходя из принципов: доступности, повышенного интереса, формирование самостоятельности в приёме отдельных решений. Результатом успешной работы в этом является – привитие любви к занятиям физической культурой и спортом, достижение определённых рекордов, участие в спортивных соревнованиях вне школы, на первенстве района и области. Выбор профессии, поступление после окончания школы в высшие и средние учебные физкультурные заведения.
Автор утверждает, что необходимо определить структуру организации спортивно – массовой работы, в которой задействованы административно – должностные лица и общественные организации. Инициатором всех идей является педагог - организатор по Ф К и С. Директор школы несёт общую ответственность и контроль. Педагог - организатор по Ф К и С проводит организационную и агитационную работу с классными руководителями, родителями, общественными организациями.
Зам директора по учебной работе корректирует расписание и время проведения мероприятий.
Зам по АХЧ несёт ответственность за гигиенические требования к местам занятий.
Классные руководители отвечают за организацию и дисциплину класса – команды.
Родители и общественники оказывают посильную организационную помощь.
Структура организации спортивно – массовой работы в школе.
Добившись единого понимания направлений в работе, мы чётко определили значимость и роль проводимых дифференцированных мероприятий, определённым охватом массовости, приемлемых для участников с учётом индивидуальных психолого – педагогических особенностей.
Ведётся подготовка судей – организаторов по проведению спортивных мероприятий, агитации и пропаганды физической культуры. Проводится работа по профилактике травматизма и осуществляется медицинский контроль.
Директор школы
Организация и контроль
Педагог организатор
Организация содержания мероприятий
Зам. по учебной части
Корректировка времени проведения мероприятий
Физорги классов
Комплектование и подготовка команд
Классные руководители
Контроль за организацией,
подготовкой, проведением мероприятий
Родители
Помощь в организации мероприятий
Общественные организации. Шефы
Приглашаются в качестве госте спонсоров
Зам по АХЧ
Контроль за гигиеническими требованиями к местам занятий
Схема физкультурно – оздоровительных и спортивных форм внеклассной работы в школе
Последовательностью организации следующего этапа является непосредственное планирование спортивно – массовых мероприятий по классам в школе. В первую очередь системно спланированы школьные спортивные соревнования, которые стимулируют ребят к занятиям физической культурой и спортом. Перечень проводимых мероприятий: весёлые старт;, семейные старты; дни здоровья; снайпер; зимние забавы; мини – футбол; а ну – ка мальчики; лёгкоатлетический кросс; эстафеты; баскетбол; волейбол; есть, встать в строй; конкурс песни и стороя; туристское многоборье; спортивное ориентирование; турслёт, участие в туристском учебно – тренировачном лагере, турпоходы.
Главное в том, что правильно организованные соревнования способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и подготовленности.
У школьников необходимо воспитывать уважение и любовь к любому труду, разъясняя им, что физическая культура и спорт не являются самоцелью, а служит средством всестороннего физического развития человека, в первую очередь подготовке его к трудовой деятельности. В связи с этим в школе практикуется непосредственное участие в реконструкции и уходе за спортивными сооружениями и спортивным оборудованием. Без наличия материальной базы, без определённых условий, нельзя решить выше поставленные задачи.
Главное в том, что физкультурно – оздоровительные мероприятия, как правило охватывают всех учащихся школы. Здесь главную роль играет принцип праздничной организации, поощрение победителей в личном и командном первенстве, чтобы всё лучшее что у нас есть передавалось детям.
Коллектив физической культуры
Совет здоровья
Комиссии
1. По массовой работе
2. По спортивным мероприятиям
3. По подготовке судей – организаторов по проведению мероприятий
4. По агитации и пропаганде физической культуры
5. По хозяйственной части
6. По медицинскому контролю
Участие соревнованиях
Гимнастика до занятий
Подвижные перемены
Физкультминутки
Организационные выходы класса на природу
Туристические походы
Кружки физкультуры начальных классов
Спортивные секции
Спортивные соревнования
Спортивные кружки
С повышением возраста, требования и условия проведения оздоровительно – массовых мероприятий возрастают. Требуют более ответственного отношения к ним.
В начальной школе дети носят игровой, соревновательный характер.
С учащимися 1 – 4 классов проводятся командные подвижные игры: «снайпер», «пионербол», «весёлые старты», «семейные старты», спортивные праздники. В этом случае обязательное участие всего класса. Зарание проводится агитационно – пропагандистская работа: педагогом - организатором по Ф К и С, классными руководителями. Готовятся судьи – помощники из числа 6 – 7классов, оформляется место проведения соревнований, продумывается музыкальное оформление, готовятся номера художественной самодеятельности.
Итоги подводят члены жюри, состоявшие из учителей, родителей и старшеклассников.
Массовыми мероприятиями являются проведение «Дней здоровья», в программу которых входят много познавательных воспитательно – оздоровительных направлений.
Дни здоровья, как правило, проводятся на открытом воздухе, с выходом на природу, что способствует решению многократных воспитательных задач.
В 5-6 классах проводятся также игровые конкурсы, соревнования, непосредственно связанные с требованиями школьной комплексной программы по физической культуре. В классах уже формируются сборные команды из лучших учащихся, которые соревнуются уже в спортивных играх ( баскетбол, волейбол, футбол). Состязаются команды мальчиков и девочек по отдельности. Основными требованиями являются: знание правила игры и условий игры, умение исправлять свои действиями, эмоциями, проявлять морально – волевые качества, воспитывать чувство коллективизма, ответственности за коллектив и команду.
Проводя соревнования «спорт в семье», совместно с родителями, у учащихся открывается более сознательное отношение к этому. Идёт подражание «старшему», повышается сознательная ответственность и дисциплина.
Помощниками при проведении эти мероприятий являются уже учащиеся 8 – 9 классов. Они в своё время тоже прошли этот этап, поэтому им не составляет трудности подготовить места проведения конкурсов и обеспечения им мерами по технике безопасности. В состав жюри входят учителя, родители, старшеклассники.
Переходя к организации спортивно – массовой работы с учащимися старших классов, требования и условия усложняются. Мероприятия в этом возрасте носят спортивно – соревновательную направленность, с выраженным развитием и укреплением физических качеств ( сила, быстрота, выносливость) достижением определённых уровней физической подготовленности.
В этом возрасте воспитательным критерием является: самостоятельное, осознанное использование двигательных навыков и умений на практике.
Программа мероприятий пополняется упражнениями и движениями, требующих приложения физических усилий, быстроты, выносливости, умению обращаться со спортивным оборудованием и инвентарём.
Физические качества проявляются в спортивных играх, соревнованиях по лёгкой атлетике, лыжам и туризму.
Помимо физических качеств, учащиеся демонстрируют: технические приёмы владения мячом, выполнения упражнений на снарядах, ведение тактической спортивной борьбы.
В итоге этих мероприятий устанавливаются рекорды школы, комплектуются команды для участия в мероприятиях на уровне района, области. Одной из массовой занятости детей в спортивно – оздоровительной работе являются дни здоровья. Они проводятся в три этапа и их содержанием является программа по туризму и военно – спортивные игры. При организации и проведении этих мероприятий прослеживается направление воспитательной деятельности. В том числе большое значение уделяется экологическом воспитанию и нравственно – эстетическим качествам. Успешным залогом проведения мероприятий является организованные, продуманные действия хода соревнований, с условиями всех форм атрибутики. Построение, рапорт, приветствие команд (если это необходимо). Оценивается внешний вид (форма одежды, её соответствие виду спортивных соревнований), дисциплина участников. Предварительно участники каждой команды готовят стенгазету, в которой отражают тематику вида спортивной деятельности, исторические справки, достижения отечественных видов спорта, пополняя при этом теоретические знания по физической культуре и спорту. В ходе мероприятий идёт информация об итогах отдельных конкурсов. В заключение – подведение итогов, награждение победителей. После проведения мероприятий проводится анализ. Выявляются положительные воспитательные моменты и ошибки в проведении мероприятия.
В школе также организованы спортивные секции по волейболу, баскетболу. В зимнее время по лыжным гонкам. Туристический кружок. Для периферийных детей организованы спортивные секции спортивные секции.
Педагог организатор по Ф К и С
МКОУ СОШ с. Парфёново: А. С. Алексеева